СЛОВО ИГУМЕНИИ СОФИИ

Настоятельница обители игумения София (Силина)Общину делает монастырем послушание
Ту или иную общину монастырем делают не те конкретные дела, которые она совершает или не совершает, а духовное отношение сестер к послушаниям, возлагаемым на них Церковью, священноначалием, игуменией.

Подробнее

Слово игумении Софии на отпевании посл. Стефаниды

Через несколько дней празднуется память прп. Силуана Афонского – яркого представителя русского монашества на Афоне. В книге о нем о. Софрония (Сахарова) говорится, что от рождения до погребения мало событий было даже у такого угодника Божия, которого Господь прославил после смерти. Вехи или этапы жизни, пожалуй, не смогут рассказать нам о сокровенной жизни человека. Но тем дороже для нас какие-то крупицы воспоминаний о человеке, который идет в жизнь вечную.

Помню, когда только открылась наша обитель, в нашей жизни появилась неприметная тихая старушка, которая всегда улыбалась и была очень трудолюбивой. В то время она еще несла послушание в часовне блж. Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. Иногда приезжая туда помолиться, мы видели с сестрами Стефаниду, которая всегда ласково улыбалась, кланялась, была очень немногословна. Мы ездили вместе на наше подворье в Лисино, где она старалась сделать что-то от трудов рук своих для храма, для маленького хозяйства, которое мы там стали вести. Всегда она была неприметным тихим человеком. Может быть, эта тихость, кротость и ее незлобие необыкновенное – это самый главный урок для нас, живущих здесь и несущих свое послушание.

Каждый усопший христианин, праведно живущий – это та пшеница, которая, ложась в землю, приносит плоды, приносит ростки и покоится в земле до Второго пришествия Господа и всеобщего Воскресения. На нашем кладбище было погребено множество людей, хотя кладбище не очень древнее, и за каждым крестом надгробным или даже за несохранившимся надгробием стоит какая-то судьба, какие-то переживания человека, какие-то тайные или явные подвиги, и далеко не обо всех мы знаем. Так на Святой Горе Афон есть праздники неизвестных святых, чьи имена и чьи подвиги неизвестны. О ком-то открывал Господь людям, например, как о прп. Евдокиме Ватопедском, о котором сначала ничего не было известно братии, а потом Господь его прославил. И даже имя его было при жизни на самом деле другое – не «Евдоким», но преподобный по своему смирению пожелал именоваться таким именем в святцах в синаксаре монастырском.

Какие-то вехи, этапы в жизни связывали нас с Стефанидой, когда она уже тяжело болела, когда Господь посетил ее тяжким недугом. Был такой момент, когда Господь по неисповедимым Своим судам посетил ее тяжелым заболеванием и встал вопрос, надо ли ее отвозить в больницу. Мне этот день запомнился хорошо, потому что часто даже из-за очень тихих и кротких людей, которые, казалось бы, не могут составлять своей жизнью или своими словами предмет пререканий, вдруг возникает какая-то брань - попущение Божие, а может, это и какая-то борьба диавольская вокруг души человека и его жизни. Одновременно это испытание и для людей, находящихся рядом - мне думается, в тот момент было испытание для всех нас, кто жил рядом, когда ее посетил тяжелый недуг. И многие люди стали настаивать на том, чтобы отправить ее в больницу. По-моему это была пятница, праздничные новогодние дни, на наших глазах человек угасал – казалось, пора читать отходную. И в тот момент Господь меня вразумил: ведь у нас, к сожалению, зачастую и о молодых людях не побеспокоятся в больницах, а о стареньких, не имеющих близких родственников по плоти, вряд ли кто-то всерьез позаботится. И вот я помню, мне Господь положил на сердце такое решение, что лучше пусть эта наша сестра преставится в нашем монастыре.

Мы все шествуем по земле к вратам Вечности, как говорят святые отцы. После этого принятого решения, шествие Стефаниды к вратам вечности продолжилось еще лет 12. Благодарю Господа за то, что в тот момент вразумил, и наша сестра во Христе послушница Стефанида провела эти 12 последующих лет в монастыре, регулярно причащаясь Святых Таин. Одновременно она несла очень малое послушание, но очень важное - когда она была еще немножко покрепче, она читала регулярно Псалтирь, поминала усопших по монастырским Синодикам, а также поминала людей, преставльшихся во время блокады города.

Сама она жила до монастыря в маленькой комнатке на Васильевском острове, а там многие люди в блокаду пострадали и преставились. Даже имея такую немощь телесную, она стала работником единонадесятого часа. Из Евангелия мы слышали слова Господа: «…претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22). Тайна спасения каждой души нам не открыта, мы только имеем упование христианское на милость Божию, мы только можем молиться об усопшем человеке. И, тем не менее, кончина любого человека в монастыре, насельника – это всегда маленький праздник, это рождение в жизнь вечную. Потому что залогом этого упования, основанием этого упования является то, что человек претерпел до конца. Молодому человеку, пришедшему в монастырь, предлежит, как правило, длинный путь подвига – и телесного подвига, и духовной брани, и душевной брани, переживаний и борений. И пожилые люди иногда этого не избегают. И вот болезнь, которую с таким терпением и смирением несла до конца сестра наша Стефанида - это тот залог, который дает нам надежду на то, что Господь примет это терпение и эту молитву. И в то же время, причаститься перед смертью Святых Христовых Таин – это милость и награда за понесенные труды.

Один батюшка мне в переписке сказал: «Не знаю, будет ли, если что-то с нами случится, кот-то стоять за нас на коленях». Действительно, не знаем. И вообще о своей кончине мы ничего не знаем. Не знаем, сподобит ли нас Господь причаститься Святых Христовых Таин – как часто бывает внезапная смерть. Поэтому люди в старину, будучи очень простыми, молились и просили Господа дать им поболеть перед смертью, чтобы подготовиться и в терпении ожидать кончину, сподобившись причащения Святых Христовых Таин.

Благодаря нашим батюшкам, которые ежедневно совершают литургию в монастыре, поминая живых и молясь усердно за усопших, принося Бескровную Жертву, все наши насельницы богадельни могут причащаться, тем более в тот момент, когда становится понятно, что неизбежен конец всех земнородных. И это награда для человека, претерпевшего все до конца, поэтому и сестра наша Стефанида сподобилась причащения Святых Христовых Таин. И мы благодарим батюшек в лице о. Алексия и других отцов, которые с любовью заботятся о всех, кто в немощи, в болезни, но пребывает вместе с нами в стенах этой обители.

Из жизни современной все больше хотят изгнать саму память о смерти. И в больших городах уже давно, и в маленьких городах, как рассказывают люди, исчезли из жизни такие вещи как похоронные процессии, когда усопшего с молитвой, с видимым знамением креста и песнопением несут до могилы. Как только человек умирает, стараются отдать его куда-то в морг и, зачастую, в чужие руки. И не знаю, молится ли кто-то в это время, читает ли кто-то Псалтирь. Так таинство смерти и погребения становится очередной услугой в ряду других услуг, которые современные мир превращает в большой торг жизни, забывая о том, что путь христианина, последнее целование, последнее служение усопшему – это все, что может сделать близкий человек. Это и омыть тело усопшего, и облачить его перед кончиной в смертное, а не впопыхах хватая в ритуальном магазине тапочки или какую-то одежду. Потому что живут люди не вечностью, не памятью о смерти, а живут так, как будто бы каждому надлежит быть бессмертным. А в монастыре все это свято хранится Церковью, и это тоже дар нам, монашествующим, хранящим традицию и исполняющим все заповеданное Церковью, относящимся с благоговением и назидающимся не только жизнью усопшего человека, но и его кончиной.

Благодарим Господа, Который нас сподобил быть вместе с нашей сестрой Стефанидой 16 лет. Благодарим Господа за то, что Он устраивает все ко спасению, сподобляет подвизающихся здесь напутствия Святыми Тайнами. Благодарим Господа, что Он нас сподобляет послужить усопшему от момента кончины до момента погребения, а за погребением христианским призывает нас к усердной молитве, к чтению Псалтири, к поминовению усердному на Сорокоусте - мы поминаем всех усопших наших сестер ежедневно на Проскомидии. Царство Небесное Стефаниде!